irre (irre) wrote,
irre
irre

Category:

Баба Яга - радикальная феминистка

Из склепа прибегает запыхавшийся гном:
- Белоснежка пропала!... Все бросаются в склеп, чтобы проверить...
- Да как пропала? Вон же она в гробу
лежит...
- А вы ее понюхайте!


Я росла на сказках, где высшим предназначением девушки было сидеть в захолустье и дожидаться прекрасного принца. У некоторых сказочных счастливиц ожидание занимало так много времени, что им буквально приходилось впадать в летаргический сон, используя хрустальные гробы в качестве ботокса источника вечной молодости, - принцы, как известно, не торопятся.

Принцам при этом полагалось бегать с мечом наперевес по пересеченной местности, сражаться с драконами, ходить по морям и океанам,
охотиться на все, что движется,
проходить всяческие квесты и вообще активно участвовать в празднике жизни, разбавляя алкоголем адреналином поиски той самой прекрасной принцессы. Взрощенные на подобных сказках девочки и мальчики отчетливо понимали различие гендерных ролей, а общество строго присматривало за тем, чтобы все их придерживались, осуждая выбившихся из строя и визуализируя последних в виде отрицательных персонажей в тех же сказках.

Среди приятных исключений можно, на первый взгляд, выделить сказку об аленьком цветочке (она же - Красавица и Чудовище), где все приключения по какому-то недоразумению достаются девушке, а прекрасный принц сидит на своей чудовищной заднице и покорно ждет смерти... ну или красавицы - в зависимости от того, кто из них успеет первым (принцу, судя по всему, все равно, а в качестве бонуса не нужно чистить
зубы). С другой стороны, даже с таким феминистическим началом у сказки
есть весьма неприятный подтекст – махнувшее на себя рукой Чудовище фактически вынудило Красавицу на совместное проживание и терроризировало ее в течение продолжительного времени, в том числе нытьем о своей никчемности. Только после того, как Красавица смирилась со своей участью, она начала потихоньку "влиять" на то унылое чмо, которое ей досталось, и в конце концов уговорила его и себя, что на самом деле это принц, просто очень закамуфляженный. Поддавшись соблазну, принц удосужился побриться и тут же женился на Красавице.

В русских сказках, кстати, везде присутствует прообраз феминистки - это всегда эпизодическая роль совершенно самостоятельной и предприимчивой дамы, живущей в самых труднодоступных чащах и не боящейся трудностей, с этим связанных,
- учитывая, что она умела строить
high-tech избы серии "к лесу задом", уж с протекающими кранами она наверняка справлялась сама. Дама эта чихать хотела как на прекрасных принцев в частности, так и на мужчин в целом - легенды умалчивают о наличии мужчин в ее жизни, но она совершенно однозначно никогда не ставила своей целью замужество, и другим тоже не советовала. Даму эту зовут... правильно, Баба Яга. Прозвище "Костяная нога" эта героиня получила, видимо, за умение наносить тяжелые удары по мягким местам посягателей на ее свободу, не иначе.

Как бы то ни было, Баба Яга неизменно носила имидж недоженщины за отрицание общепризнанных ценностей - ею даже Кощей Бессмертный не интересовался, хотя этот, если разобраться, скорее всего, вообще нетрадиционной ориентации был, так как Василис чисто на зло Иванушкам воровал, и ни на одной так и не... кхм..
женился. Короче, Баба Яга всегда была отрицательной героиней, даже несмотря на то, что Иванушкам время от времени помогала бороться со злом, - так за что, собственно, ее должны были не любить дети?
...Нанесем этой бабушке подходящий ее возрасту макияж, подберем брендовую одежду, оденем шляпку и туфли на скромных каблуках, отберем мотоцикл метлу и оградим ее лесные владения официальным статусом - приглядитесь, да это же королева Англии! Но нет, не вписывается эта роль в образ добропорядочной домохозяйки... для пущего можно даже сказать, что она ест детей - в печку ее, короче.

Давайте сравним Бабу Ягу с Василисой Прекрасной - той, которая в виде лягушки в болоте скучала. Эта вообще на любого жениха согласна была, так как мимо болота мало кто ходил, кроме Иванушки-Дурачка, конечно. Трудно поверить, но такой бриллиант с двумя высшими и
MBA, как умница Василиса, упрашивает деревенского дурачка взять ее замуж, так как без этого статуса она так и останется жабой в глазах общества, несмотря на все ее умения, красоту и прекрасную душу. Приносит ее Иван-Дурак домой, сам на полати спать (утро вечера мудренее, ага), а она тут же чешет на кухню хлеб печь, чтобы на следующее утро мужа впечатлить! Ну и кто из них дурак после этого? Неудивительно, что она, пропахав всю ночь, на следующее утро как жаба выглядела. И кто бы удивлялся, что она потом каждую ночь так
и вкалывала. В этом месте так и хочется сказать "так ей и надо, #самадура", но попробуйте достучаться с этой мыслью до маленьких девочек, очарованных возможностью занять место такой вот Василисы. Ее коллеги по цеху, кстати, боярыни голубых кровей, куховарить да рукодельничать не умели и всячески по этому поводу высмеивались - кто борщ варить не умеет, положительным персонажем быть не может по определению.

А теперь на заморских красавиц посмотрим. Возьмем Золушку и все ее окружение. Зачем вся эта толпа девушек со
всего королевства
на бал приперлась? Думаете, танцевать и веселиться до утра? Да замуж они все хотели за принца, за-му-ж. Точно так же, как и Золушка. И кто в итоге самый положительный герой? Правильно, Золушка, поскольку у нее одной оказались ноги, достойные принца. Ну и желание посуду мыть и дом убирать, что всегда является синонимом доброго сердца, если кто не знал.

Кто там дальше? Ах, да - русалочка. Что делает принц после того, как она спасает его во время шторма? Благородно грустит и томно присматривается к внешним параметрам всех
девушек королевства. Ни о каких жертвах ради любви
с его стороны речь вообще не идет. Что же делает русалочка, умница, красавица и вообще дочь морского короля? Правильно, бежит делать себе силиконовые сиськи ноги, закладывая в качестве оплаты собственный голос. Казалось бы, идеальная жена - красивая, услужливая и все время молчит, поэтому принц тут же понимает, что это именно она, его суженая. Правда, на сцену выходит ведьма с роскошным бюстом голосом и принц тут же передумывает. Забавно, что даже в конце, когда принц уже у Русалочки в кармане, вопрос о том, кому чем жертвовать во имя любви, даже не стоит, несмотря на наличие альтернатив. А почему бы Королю Тритону взмахом трезубца не награждить принца отменным хвостом? Что-то мне подсказывает, что при таком развитии событий принц сбежал бы назад к ведьме.

Про Белоснежку даже вспоминать не хочется - она прямо в самом начале мультфильма распевает песню "Ко мне мной принц придет", мечтая
о замужестве как о конечной остановке в жизни. Самое смешное, что какой-то принц действительно приходит (кто бы сомневался, если вопеть на весь город "и целуй меня везде, я ведь взрослая уже") и тут же, у колодца, предлагает "жениться". Белоснежка, разумеется, сразу соглашается - наличие белого коня делает отказ невозможным по умолчанию.


В общем, те, у кого подрастают девочки, знают, что после просмотра таких мультиков игра в куклы превращается в "жила-была принцесса, а потом приехал принц и на ней женился". Поэтому отрадно наблюдать, как меняется тенденция в современных мультфильмах. «Шрек» для меня был, пожалуй, одним из первых примеров разрыва шаблонов: принцесса Феона, которая самостоятельно расшвыривает банду Робин Гуда на глазах у Шрека, и в конце концов оказывается совершенно нетипичной принцессой в плане внешности; принц на белом коне - изнеженный маменькин сынок и в конце концов отрицательный герой, от которого Феону в итоге просто тошнит; фраза " я ради тебе многим пожертвовала", которая застравлет Шрека, пусть и ненадолго, пожертвовать своей орковской сущностью и превратиться в красавца-мужчину... – столь нетипичные сюжетные линии являются отражением тенденций в современном обществе, которое допускает наличие других приоритетов в жизни женщины кроме ловли принца на белом коне.

В мультфильме "Монстры против пришельцев" обычная девчушка прямо во время свадебной церемонии превращается в огромную тушу и спасает мир от злобного инопланетянина, но жених не выдерживает перемен, касающихся не только ее внешности, но и самооценки, и сбегает в самое тяжелое для нее время. Девушка растет не только физически, но и как личность - может, это и не лучший в плане сюжета и проработки персонажей мультфильм, но явно нетипичный, за что отдельное феминистическое спасибо создателям.

"Храбрая сердцем" - еще один хороший анти-принцессовский фильм. Увидев сборище лузеров, пришедших сражаться за сердце героини только потому что ей уже "пора замуж", она берет лук и стрелы и, вопреки общественному мнению «даме нужны увлечения поизящнее»,  выигрывает соревнования и заявляет "тогда я сама на себе женюсь". Опять таки, не самая захватывающая сюжетная линия, но хоть какая-то альтернатива мысли, что достаточно просто сидеть тушкой в болоте, пока кто-нибудь замуж не возьмет. Кстати, по комментариям к русскоязычному тейлеру этого мульта на ютубе видно, что подобные феминистические идеи дико возмущают некоторых мужчин, и что мультик задел очень многих. Просто когда рвутся шаблоны – это больно. Кстати, те же мужчины, которые обычно возбуждаются при слове феминизм, зачастую ноют на каждом углу о бабской сущности, которая только и хочет, как затащить любого подвернувшегося под руку мужика в загс. Одним словом, если феминистка – то дура, потому что не хочет замуж, а если не феминистка, то дура, потому что баба, только и мечтающая о свадьбе. Налицо противоречия, отчасти объясняющиеся тем, что окружающий мир уже не помещается в детские представления о правильности социума, сформированные когда-то под влиянием ролевых моделей общества.

Вероятно, некоторым трудно дается мысль, что феминизм – это не бранное слово, а всего лишь законное желание женщин быть удостоенными звания человека (не мужчины, а такого же человека, как и мужчина, а значит равного партнера), из чего вытекает наличие возможностей строить свою жизнь, исходя из собственных интересов, а не диктуемых обществом ролей. И если девочка хочет учиться стрелять из лука, а не вышивать крестиком, а мальчик увлекается вязанием, то оба вольны совершенствоваться в выбранных ими направлениях, а мыть посуду и выносить мусор могут оба в одинаковой степени хорошо. Так, глядишь, и личность Бабы Яги вдруг обнаружит новые грани, а Иванушка наконец займет законное место холостяка, потому что Василисы вдруг перестанут видеть замужество как единственный луч света в темном болоте, если сами, конечно, не дуры.

В общем, я не за то, чтобы запретить Золушку и Белоснежку, - я за разнообразие, ведь благодаря исчезновению гендерных стереотипов дети смогут сами решить, как они хотят прожить жизнь, не пытаясь при этом противостоять давлению общества, и это касается не только девочек, но и мальчиков – последние ведь тоже не обязаны втискивать себя в роль прекрасного принца.
Из склепа прибегает запыхавшийся гном:
- Белоснежка пропала!... Все бросаются в склеп, чтобы проверить...
- Да как пропала? Вон же она в гробу
лежит...
- А вы ее понюхайте!


Я росла на сказках, где высшим предназначением девушки было сидеть в захолустье и дожидаться прекрасного принца. У некоторых сказочных счастливиц ожидание занимало так много времени, что им буквально приходилось впадать в летаргический сон, используя хрустальные гробы в качестве ботокса источника вечной молодости, - принцы, как известно, не торопятся.

Принцам при этом полагалось бегать с мечом наперевес по пересеченной местности, сражаться с драконами, ходить по морям и океанам,
охотиться на все, что движется,
проходить всяческие квесты и вообще активно участвовать в празднике жизни, разбавляя алкоголем адреналином поиски той самой прекрасной принцессы. Взрощенные на подобных сказках девочки и мальчики отчетливо понимали различие гендерных ролей, а общество строго присматривало за тем, чтобы все их придерживались, осуждая выбившихся из строя и визуализируя последних в виде отрицательных персонажей в тех же сказках.

Среди приятных исключений можно, на первый взгляд, выделить сказку об аленьком цветочке (она же - Красавица и Чудовище), где все приключения по какому-то недоразумению достаются девушке, а прекрасный принц сидит на своей чудовищной заднице и покорно ждет смерти... ну или красавицы - в зависимости от того, кто из них успеет первым (принцу, судя по всему, все равно, а в качестве бонуса не нужно чистить
зубы). С другой стороны, даже с таким феминистическим началом у сказки
есть весьма неприятный подтекст – махнувшее на себя рукой Чудовище фактически вынудило Красавицу на совместное проживание и терроризировало ее в течение продолжительного времени, в том числе нытьем о своей никчемности. Только после того, как Красавица смирилась со своей участью, она начала потихоньку "влиять" на то унылое чмо, которое ей досталось, и в конце концов уговорила его и себя, что на самом деле это принц, просто очень закамуфляженный. Поддавшись соблазну, принц удосужился побриться и тут же женился на Красавице.




В русских сказках, кстати, везде присутствует прообраз феминистки - это всегда эпизодическая роль совершенно самостоятельной и предприимчивой дамы, живущей в самых труднодоступных чащах и не боящейся трудностей, с этим связанных, - учитывая, что она умела строить high-tech избы серии "к лесу задом", уж с протекающими кранами она наверняка справлялась сама. Дама эта чихать хотела как на прекрасных принцев в частности, так и на мужчин в целом - легенды умалчивают о наличии мужчин в ее жизни, но она совершенно однозначно никогда не ставила своей целью замужество, и другим тоже не советовала. Даму эту зовут... правильно, Баба Яга. Прозвище Радикальная Феминистка "Костяная нога" эта героиня получила, видимо, за умение наносить тяжелые удары по мягким местам посягателей на ее свободу, не иначе.

Как бы то ни было, Баба Яга неизменно носила имидж недоженщины за отрицание общепризнанных ценностей - ею даже Кощей Бессмертный не интересовался, хотя этот, если разобраться, скорее всего, вообще нетрадиционной ориентации был, так как Василис чисто на зло Иванушкам воровал, и ни на одной так и не... кхм..
женился. Короче, Баба Яга всегда была отрицательной героиней, даже несмотря на то, что Иванушкам время от времени помогала бороться со злом, - так за что, собственно, ее должны были не любить дети?
...Нанесем этой бабушке подходящий ее возрасту макияж, подберем брендовую одежду, оденем шляпку и туфли на скромных каблуках, отберем мотоцикл метлу и оградим ее лесные владения официальным статусом - приглядитесь, да это же королева Англии! Но нет, не вписывается эта роль в образ добропорядочной домохозяйки... для пущего можно даже сказать, что она ест детей - в печку ее, короче.

Давайте сравним Бабу Ягу с Василисой Прекрасной - той, которая в виде лягушки в болоте скучала. Эта вообще на любого жениха согласна была, так как мимо болота мало кто ходил, кроме Иванушки-Дурачка, конечно. Трудно поверить, но такой бриллиант с двумя высшими и
MBA, как умница Василиса, упрашивает деревенского дурачка взять ее замуж, так как без этого статуса она так и останется жабой в глазах общества, несмотря на все ее умения, красоту и прекрасную душу. Приносит ее Иван-Дурак домой, сам на полати спать (утро вечера мудренее, ага), а она тут же чешет на кухню хлеб печь, чтобы на следующее утро мужа впечатлить! Ну и кто из них дурак после этого? Неудивительно, что она, пропахав всю ночь, на следующее утро как жаба выглядела. И кто бы удивлялся, что она потом каждую ночь так
и вкалывала. В этом месте так и хочется сказать "так ей и надо, #самадура", но ведь это сейчас, а в детстве Василиса воспринималась как светлая героиня. Ее коллеги по цеху, кстати, боярыни голубых кровей, куховарить да рукодельничать не умели и всячески по этому поводу высмеивались - кто борщ варить не умеет, положительным персонажем быть не может по определению.

А теперь на заморских красавиц посмотрим. Возьмем Золушку и все ее окружение. Зачем вся эта толпа девушек со
всего королевства
на бал приперлась? Думаете, танцевать и веселиться до утра? Да замуж они все хотели за принца, за-му-ж. Точно так же, как и Золушка. И кто в итоге самый положительный герой? Правильно, Золушка, поскольку у нее одной оказались ноги, достойные принца. Ну и желание посуду мыть и дом убирать, что всегда является синонимом доброго сердца, если кто не знал.

Кто там дальше? Ах, да - русалочка. Что делает принц после того, как она спасает его во время шторма? Благородно грустит и томно присматривается к внешним параметрам всех
девушек королевства. Ни о каких жертвах ради любви
с его стороны речь вообще не идет. Что же делает русалочка, умница, красавица и вообще дочь морского короля? Правильно, бежит делать себе силиконовые сиськи ноги, закладывая в качестве оплаты собственный голос. Казалось бы, идеальная жена - красивая, услужливая и все время молчит, поэтому принц тут же понимает, что это именно она, его суженая. Правда, на сцену выходит ведьма с роскошным бюстом голосом и принц тут же передумывает. Забавно, что даже в конце, когда принц уже у Русалочки в кармане, вопрос о том, кому чем жертвовать во имя любви, даже не стоит, несмотря на наличие альтернатив. А почему бы Королю Тритону взмахом трезубца не награждить принца отменным хвостом? Что-то мне подсказывает, что при таком развитии событий принц сбежал бы назад к ведьме.

Про Белоснежку даже вспоминать не хочется - она прямо в самом начале мультфильма распевает песню "Ко мне мной принц придет", мечтая
о замужестве как о конечной остановке в жизни. Самое смешное, что какой-то принц действительно приходит (кто бы сомневался, если вопеть на весь город "и целуй меня везде, я ведь взрослая уже") и тут же, у колодца, предлагает "жениться". Белоснежка, разумеется, сразу соглашается - наличие белого коня делает отказ невозможным по умолчанию.


В общем, те, у кого подрастают девочки, знают, что после просмотра таких мультиков игра в куклы превращается в "жила-была принцесса, а потом приехал принц и на ней женился". Поэтому отрадно наблюдать, как меняется тенденция в современных мультфильмах. «Шрек» для меня был, пожалуй, одним из первых примеров разрыва шаблонов: принцесса Феона, которая самостоятельно расшвыривает банду Робин Гуда на глазах у Шрека, и в конце концов оказывается совершенно нетипичной принцессой в плане внешности; принц на белом коне - изнеженный маменькин сынок и в конце концов отрицательный герой, от которого Феону в итоге просто тошнит; фраза " я ради тебе многим пожертвовала", которая застравлет Шрека, пусть и ненадолго, пожертвовать своей орковской сущностью и превратиться в красавца-мужчину... – столь нетипичные сюжетные линии являются отражением тенденций в современном обществе, которое допускает наличие других приоритетов в жизни женщины кроме ловли принца на белом коне.

В мультфильме "Монстры против пришельцев" обычная девчушка прямо во время свадебной церемонии превращается в огромную тушу и спасает мир от злобного инопланетянина, но жених не выдерживает перемен, касающихся не только ее внешности, но и самооценки, и сбегает в самое тяжелое для нее время. Девушка растет не только физически, но и как личность - может, это и не лучший в плане сюжета и проработки персонажей мультфильм, но явно нетипичный, за что отдельное феминистическое спасибо создателям.

"Храбрая сердцем" - еще один хороший анти-принцессовский фильм. Увидев сборище лузеров, пришедших сражаться за сердце героини только потому что ей уже "пора замуж", она берет лук и стрелы и, вопреки общественному мнению «даме нужны увлечения поизящнее»,  выигрывает соревнования и заявляет "тогда я сама на себе женюсь". Опять таки, не самая захватывающая сюжетная линия, но хоть какая-то альтернатива мысли, что достаточно просто сидеть тушкой в болоте, пока кто-нибудь замуж не возьмет. Кстати, по комментариям к русскоязычному тейлеру этого мульта на ютубе видно, что подобные феминистические идеи дико возмущают некоторых мужчин, и что мультик задел очень многих. Просто когда рвутся шаблоны – это больно, и так хочется защитить сложившуюся в голове картину мира как единственно правильную! Кстати, те же мужчины, которые обычно возбуждаются при слове феминизм, зачастую ноют на каждом углу о бабской сущности, которая только и хочет, как затащить любого подвернувшегося под руку мужика в загс. Одним словом, если феминистка – то дура, потому что не ставит замужество во главу угла, а если не феминистка, то дура, потому что баба, только и мечтающая о свадьбе. Налицо противоречия, отчасти объясняющиеся тем, что окружающий мир уже не помещается в детские представления о правильности социума, сформированные когда-то под влиянием ролевых моделей общества.

Вероятно, некоторым трудно дается мысль, что феминизм – это не бранное слово, а всего лишь законное желание женщин быть удостоенными звания человека (не мужчины, а такого же человека, как и мужчина, а значит равного партнера), из чего вытекает наличие возможностей строить свою жизнь, исходя из собственных интересов, а не диктуемых обществом ролей. И если девочка хочет учиться стрелять из лука, а не вышивать крестиком, а мальчик увлекается вязанием, то оба вольны совершенствоваться в выбранных ими направлениях, а мыть посуду и выносить мусор могут оба в одинаковой степени хорошо. Так, глядишь, и личность Бабы Яги вдруг обнаружит новые грани, а Иванушка-Дурачок наконец займет законное место холостяка, потому что Василисы вдруг перестанут видеть замужество как единственный луч света в темном болоте, если сами, конечно, не дуры.

В общем, я не за то, чтобы запретить Золушку и Белоснежку, - я за разнообразие, ведь благодаря исчезновению гендерных стереотипов дети смогут сами решить, как они хотят прожить жизнь, не пытаясь при этом противостоять давлению общества, и это касается не только девочек, но и мальчиков – последние ведь тоже не обязаны втискивать себя в роль прекрасного принца.
Tags: гендерные роли, сказки, феминизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments