irre (irre) wrote,
irre
irre

Category:

7. CV-taming или укрощение строптивых CV-клонов.

Для того, чтобы пересчитать все отправленные мной за прошедшие несколько недель резюме, хватит пальцев одной руки. Для того, чтобы пересчитать все заинтересовавшие меня на данный момент вакансии, хватит двух рук... или еще точнее, двух ног - до тех пальцев на ногах тоже все никак не дойдут руки. Кстати, а помните мультик с известной репликой обезьяны: "а три - это уже куча?". Так вот, куча отправленных резюме в количестве трех штук уже успела меня окончательно запутать.

Некоторые в этом месте тут же захотят упрекнуть или спросить меня, почему я не отправляю резюме везде, где мой опыт мог бы хотя бы частично совпасть с требованиями к кандидатам. Ведь тогда можно было бы гордо заявлять, что я оправила 200 или даже 500 резюме, а это якобы существенно повышает мои шансы. Но я не сторонник стучаться во все двери с надеждой, что где-то пожалеют и откроют. Попробуйте постучать в люк подводной лодки на глубине в несколько десятков метров - даже если это каким-то чудом Вам и удастся, то единственное, чем они Вам смогут ответить - это, пожалуй, огнем.

Не вижу смысла разбрасываться своими CV только лишь ради убедительных цифр и опыта присутствия на собеседованиях. Даже если таковые и будут, они ничем не помогут - вряд ли собеседование на позицию машинистки сможет как-то помочь в дальнейших поисках работы оператором машинного доения, хотя обе должности звучат похоже. В общем, я не могу и не хочу идти на собеседование в компанию, где я изначально не горю желанием работать. Поэтому и количество написанных писем не будет впечатлять с точки зрения статистики, зато будет удовлетворять меня с точки зрения качества и потенциальных возможностей... и день за днем убивать мою самооценку, потому что мгновенных отказов при этой стратегии будет существенно больше (чем лучше позиция, тем выше конкуренция моему неяркому резюме).

Несмотря на запланированные низкие показатели количества отправленных CV, мысль о том, что рассылкой резюме нужно и можно как-то управлять, пришла мне в голову еще где-то на начальном этапе поисков (укрощение строптивых сотрудников отдела HR нужно вести методично, фиксируя все действия и ошибки).

Кстати, в немецком языке есть замечательное слово Bewerbung, которое в привязке к поиску работы обозначает комплекс действий, направленных на потенциальную жертву Вашей стремительной карьеры, т.е. приглянувшегося Вам работодателя. В этот процесс включены подготовка таких важных документов как резюме (Lebenslauf) , сопроводительного письма (Anschreiben), рекомендаций от бывших или текущих работодателей (Zeugnis или Zwischenzeugnis), всякого рода сертификатов, дипломов и прочих бумажных носителей Ваших заслуг перед обществом. Как я ни страдала, никакого аналога этого емкого слова Bewerbung в русском языке я не нашла. И вероятнее всего, не нашла я его по одной простой причине - детально структурированного процесса поиска работы как культурного явления со своим  набором четких правил и запрещенных приемов, о которых в Германии написано огромное количество учебников, на русскоязычном рынке пока просто не существует. Если разместить объявление о вакансии (речь не идет о менеджерах высшего звена) на каком-нибудь из украинских сайтов поиска работы, прийдет масса разных писем, самое длинное из которых, как правило, будет содержать примерно следующее: "Вот Вам мое резюме", что по смыслу как-то подозрительно напоминает "получи, фашист, гранату".

Здесь же, в Германии, очень много внимания уделяют тому, как Вы умеете "расшаркиваться ножкой", поэтому и возникла целая наука  о том, как подставить будущему работодателю эту самую "под.ножку" и привлечь к себе его внимание с первых строк. Первая часть марлезонского балета как раз и заключается в подготовке красивого сопроводительного письма, и некоторые статистики уверяют, что если на вакансию претендентов будет целая куча (три и больше?), то при наличии бездарного сопроводительного письма уже абсолютно неважно, как выглядит само резюме, потому что оно не удостоится даже чести быть отправленным в пасть шредера - файл покончит жизнью в виртуальной мусорной корзине. Но я оставлю на неопределенное время эту проблему стандартов при рассылке резюме и вернусь к необходимости как-то документировать свои действия во время атаки своими CV-клонами работодателей.

Наличие у меня девичьей памяти приводит к некоторым сложностям в запоминании названий компаний, названий вакансий и уж тем более текстов моих писем "Татяны к Онегину" , которые я все же стараюсь писать индивидуально для каждой компании. Кстати, потрясающе, насколько точно Пушкин передал мои ощущения (подозреваю, что Херр Онегин - начальник отдела кадров какой-нибудь серьезной корпорации):

Я к Вам пишу - чего же боле? Что я еще могу сказать?
Теперь я знаю, в Вашей воле меня презрением наказать.
Но Вы, к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня...

А? Каково?!  Гениально, хотя я снова ухожу от темы.

Проблемы запоминания того, что и куда было отправлено, чудесно дополняются и другими сложностями, исходя из которых я и пытаюсь представить себе идеальную систему управления Bewerbung-процессом (дальше будет неинтересно).

Итак, как должен выглядеть и что должен уметь софт по укрощению бешенной рассылки резюме и почему (с моей, почти нетронутой подобным опытом, точки зрения):

Самый простой вариант  - это своего рода картотека, которая упорядочена по названиям компаний, с которыми мы или уже имели дело, или пока только намереваемся морочить им голову. В этой картотеке название компании является ключом, т.е. является уникальным во всей системе. Естественно, что необходимо так же хранить такие атрибуты компании, как ее веб-страничка, адреса, телефоны и другие общие сведения. Далее, должна быть возможность создавать закладки с вакансиями в пределах одной и той же компании, поскольку у одной и той же фирмы могут быть такие привлекательные должности, что при выборе, на какую же из них отправлять резюме, хочется разорваться, как той умной и красивой обезьянке.

Что еще здесь необходимо как-то фиксировать (помимо очевидных данных о том, где нашли объявление, о контактном лице из HR, предлагаемой зп и т.д.), так это дату размещения первого (вышедшего в свет) объявления и "слепок с экрана", содержащий текст вакансии именно в том виде, в котором Вы ее нашли. Зачем?

А вот зачем:
некоторые работодатели размещают объявления о какой-нибудь вакансии на разных сайтах, и часто тексты объявлений значительно отличаются друг от друга (например, одна и та же вакансия может быть описана как на немецком, так и на английском языке, причем детали могут отличаться не только из-за неточностей перевода). Иногда такие объявления размещают разные люди, поэтому внимательно побродив по разным сайтам поиска работы, можно найти массу дополнительной информации, не указанной в первоначальном источнике (если повезет, даже данные о зарплате). Если тексты объявлений разные, то и акценты относительно требований к претенденту могут быть несколько смещены, что вероятнее всего скажется и на тексте сопроводительного письма. Кроме того, у меня уже были случаи, когда объявления либо исчезали вообще, либо по каким-то причинам были изменены до неузнаваемости. И в таких случаях сидишь, как дурак, перед монитором и сомневаешься, не приснилось ли тебе объявление, и куда же ты в таком случае послал свое резюме...

Далее. Мне очень не хватает списков ToDo и Done, причем не где-то - например, в Outlook - самих по себе, а таких, которые логичнее всего было бы разместить непосредственно в каждой из вакансий. Полно решений, где списки задач Tasks можно сохранять в отдельной таблице... но это совсем не то! Попытаюсь объяснить более понятно: каждая вакансия помимо общих данных (контактное лицо, телефоны, е-мейлы, дата создания вакансии и проч.) может быть рассмотрена с двух принципиально важных позиций - что по этой вакансии мной уже сделано, и что пока только запланировано.

Еще более простым человеческим языком: сами по себе объявления о вакансиях, сами по себе фирмы, сами по себе мои сопроводительные письма и сами по себе мои планы, сваленные в каком-нибудь каталоге или таблице, мне мало интересны. Гораздо более важна динамика моей деятельности и мои планы на будущее, но не абстрактные из серии "хочу стать царицею морскою", а в привязке к конкретным вакансиям. Причем все мои действия - как, например, телефонный звонок секретарше или сотруднику HR для уточнения деталей вакансии, контакт с кем-либо из менеджеров в xing или просто разговор с подружкой, работающей по счастливой случайности в той же фирме, - должны где-то прямо на закладке Done фиксироваться, если у меня возникнет такое желание. И соответственно, в закладке ToDo конкретной вакансии эти действия должны планироваться.

Кстати, я нигде не учла возможность поиска работы путем посещения разнообразных выставок и семинаров, размещения своего CV на специализированных сайтах, где бегают измученные поисками хедхантеры и HR. Некоторые профильные выставки даже предлагают не только заранее зарегистрироваться у них, оставив свое резюме, но и договариваться о встрече с конкретными работодателями, представленными на этих выставках (если, конечно, их заинтересуют Ваши данные). Все это тоже желательно где-то хранить (вплоть до паролей и login-ов для регистрации на их сайте, времени проведения выставок и последней даты подачи своих документов)...

Хранить ли отправленные CV?
Как правило, резюме мы делаем один раз и потом рассылаем его в том виде, который считаем максимально приближенным к идеальному. Однако, все может выглядеть совсем по-другому, если кандидат по своей натуре - человек расхлябанный, или, если выражаться более мягко, творческий. Креатив при рассылке CV - это когда резюме меняется в процессе Bewerbung-эволюции, и иногда может деформироваться в процессе рассылки до неузнаваемости.

Однако на изменения в тексте резюме может влиять не только настроение его автора, но и, например, "креативное" объявление о вакансии, в котором вместо привычного "ищем менеджера по продажам" будет стоять заморское "Digital Business Consultant" или еще какое-нибудь напыщенное извращение. Тогда мы смотрим наше стандартное резюме, и видим, что в графе "Objective" мы забыли указать о том, что всю жизнь мечтали работать именно консультантом (по цифрам?) и тут же дорисовываем все цифры, которые знаем. Дальнейшие проблемы очевидны, если мы, во-первых, забыли про эти добавленные в текст "цифры" и "предлагаем" их всем последующим работодателям, или, во-вторых, когда на собеседование приносим с собой распечатанную версию резюме, переделанного под компанию, набирающую "консультантов по буквам".

Я это все к тому, что если у Вас под рукой резюме на все случаи жизни, закаменевшее под давлением Вашего могучего опыта, то и хранить версии CV нет смысла, потому что она у Вас, эта версия, всего одна. У меня же так почему-то не получается, ... и я путаюсь даже в названиях файлов с моими CV.

Теперь о сопроводительном письме. Оно будет одним на все случаи жизни только тогда, когда кандидат - или страшный лентяй, или находит работу с первого раза. Поэтому сохранять текст письма нужно обязательно (это в списке "Done"). А вот что касается списка "ToDo", то здесь можно было бы очень серьезно облегчить себе жизнь, если бы софт давал нам некое подобие конструктора, позволяющего "складывать" различные письма из стандартных кубиков текста по принципу lego.

Ни для кого не секрет, что почти любое письмо состоит их трех важных компонент:
- вступление,
- основная часть, наполненная глубоким смыслом,
- заключение.

Вступления для сопроводительных писем не дают очень много простора для фантазии, поэтому можно запросто создать список стандартных (заезженных и не очень) фраз из серии "с большим интересом прочитал Ваше объявление о вакансии девушки с веслом, и сразу же хочу подать заявку на роль весла", которые более или менее подходят по смыслу к конкретному работодателю. Такой же трюк, только с текстом "я прямо весь чешусь от нетерпения увидеться с Вами лично на собеседовании", подходит и для заключения.

Основная же часть письма, как правило, содержит в себе краткое содержание "предыдущих серий" Вашей рабочей карьеры и описания Ваших же достоинств, которые якобы помогут Вам эффективно поработать на благо нового работодателя.  Такие готовые блоки текста будут формироваться по мере поиска работы, дополняться и видоизменяться - так, что в конце концов у Вас будет штук пять различных вариантов убедительного романа о том, почему Вы идеально подходите на заявленную позицию.

Функции "Copy" & "Paste" не очень удобны, когда приходиться бегать по разным источникам текстов, расположенных в разных программах, поэтому было бы просто замечательно, если бы софт, пытающийся успевать за моей бурной деятельностью (три раза ха) по рассылке резюме, давал возможность компоновать уже готовые блоки текста, а потом чуть редактировать готовое письмо, доводя его до совершенства. Судя по всему, такие возможности многими софтверными компаниями уже реализованы... но стандартные блоки текста (Textbausteine) как-то уж очень коряво выглядят - даже в некоторых книжных изданиях предлагаемые формулировки сначала оставляют впечатление, что это примеры того, как ни в коем случае делать не надо... 

Я думаю, если посмотреть готовые решения, то во многих из них реализованы возможности отправлять готовые сопроводительные письма и CV прямо из системы управления рассылкой, но мне кажется, что это вообще не важно, если речь не идет о рассылках сотями штук еженедельно (в моем случае точно не идет).


...
Только что бегло просмотрела три разных системы из серии "BewerbungsMaster" - все они направлены, скорее, на то, чтобы создать резюме, используя стандартные формы и куски текстов (как на мой взгляд, довольно несчастные). Достойного интерфейса по управлению рассылкой я не нашла, но наверняка не везде еще искала. Поэтому буду благодарна за подсказки и идеи, если таковые есть.

А вообще чушь это все. У некоторых поиск работы занимает гораздо меньше времени, чем потребовалось бы на освоение подобного рода программного обеспечения (жаль - не мой случай). А мне пока укрощать работодателей придется вручную, хотя это еще и аукнется (с моей-то аккуратностью, гхм).

Tags: around the job in 80 days
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments